Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала личности в условиях современной образовательной среды»
Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, когда образование претерпевает коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно лавинообразно увеличивающимся объемом информации, которой вынужден оперировать современный человек в любой области. Процесс интеграции наук требует не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления. Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни, и в настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику средней школы необходимо обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой исследовательской деятельности. Таким образом, в результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значение творческой созидательной деятельности. Кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России ставят перед образованием принципиально новые задачи, чтобы эффективно и результативно выполнять социальный заказ – формировать личность школьника, которому предстоит жить в XXI веке.
Основные направления реализации темы самообразования Цель – развитие творческих способностей обучающихся через использование возможностей современной образовательной среды; обеспечение методических условий для эффективного введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в образовательный процесс. Достижение поставленной цели возможно при условии реализации следующих задач: 1. Раскрытие сущности и содержания творческих способностей обучающихся. 2. Разработка и апробирование модели системы работы учителя по развитию творческих способностей обучающихся в условиях современной образовательной среды. 3. Определение основных критериев и характеристика уровней развития творческих способностей обучающихся. 4.Теоретическое выявление и экспериментальное обоснование педагогических условий совершенствования процесса развития творческих способностей обучающихся. 5. Изучение методических рекомендаций по внедрению ФГОС ООО в основной школе. 6.Эффективная реализация системно-деятельностного подхода в образовательный процесс. 7.Создать условия для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенций. 8.Развивать свой потенциал через участие в профессиональных конкурсах разных уровней, вебинарах; курсы повышения квалификации; аттестацию.
Приоритетными направлениями моей работы являются: Развитие благоприятной и мотивирующей на учёбу атмосферы в классе, обучение школьников навыкам самоконтроля, самообразования – формирование у обучающихся потребности в обучении, саморазвитии. Раскрытие творческого потенциала обучающихся. Работа по развитию одаренности и адаптивных возможностей учеников. Совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников с целью повышения качества образования. Повышение качества образования через применение новых образовательных технологий и повышение результатов ЕГЭ. Личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками: развитие творческих способностей, учет индивидуальных особенностей. Проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни. Работа со слабоуспевающими детьми. Работа с одаренными детьми. Работа с трудными детьми. Обобщение опыта работы через личное информационно-образовательное пространство – сайт в сети Интернет.
Принципы реализации темы самообразования: принцип гуманизации; фундаментальности; личностной ориентации содержания образования; дифференциации; культуросообразности. информационной компетентности обучающихся; вариативности.
1. Диагностико-теоретический этап (2014-2015 учебный год) Изучение современных образовательных технологий обучения и воспитания; накопление теоретического материала; диагностика и анализ творческих способностей обучающихся; выявление перспективных направлений развития; совершенствование педагогической деятельности с целью повышения ее эффективности; формирование методологической культуры как средства повышения качества образования. создание комфортной образовательной среды, формирование у обучающихся навыков самоконтроля как средства развития личности; накопление и структурирование опыта работы; активное использование технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения, информационных технологий; формирование у учащихся высоконравственных идеалов через усиление воспитывающей роли урока, использование интерактивных форм в воспитательной работе, развитие конструктивных взаимоотношений семьи и школы с использованием возможностей культурно-оздоровительной среды.
2. Практический этап (2015-2016 учебный год) Практическое исследование проблемы «Развитие творческого потенциала личности в условиях современной образовательной среды»; повышение качества проведения учебных занятий через использование новых образовательных технологий; проведение открытых уроков, мероприятий и мастер-классов, демонстрирующих приёмы реализации методической темы; совершенствование личностной направленности воспитания и образования; повышения квалификации и активизация педагогического творчества; работа над разработкой учебных, научно-методических и дидактических материалов; повышение компетентности через формирование позитивной профессиональной установки; совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования; совершенствование системы обмена передовым педагогическим опытом через личное информационно-образовательное пространство – сайт в сети Интернет.
3. Контрольно - оценочный этап (2015-2016 учебный год) Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития; подведение итогов работы по теме самообразования, а также результат работы по реализации внедрения приёмов и методов развития творческого потенциала личности; пропаганда педагогического опыта: Выступление с обобщением опыта работы, творческие отчеты, педагогические выставки. Систематизация накопленного материала. Дальнейшее развитие личного информационно-образовательного пространства – сайта в сети Интернет. совершенствование педагогического мастерства, совершенствование методики системного анализа результатов деятельности, повышение информационной компетентности; подведение итогов работы по реализации темы самообразования.
|