Моя педагогическая философия Призванье свыше нам дано – Частицу сердца отдавать, Учить с душою и умом, Миры и тайны открывать. А.С. Кобяков В ноябре 2002 года я переступил порог родной школы в качестве учителя математики. С тех пор школа стала моей жизнью. Не частью жизни, а, наверное, судьбой. Не могу жить без детей, без их сияющих улыбок, пытливых глаз и извечных вопросов: «Почему?». Сеятели разумного, доброго, вечного – говорят об учителях. От них все лучшее в человеке. Об этом и русская поговорка «Дерево и учитель познаются по плоду». Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства самого себя, он должен воспитать и других. Поэтому я избрал дело воспитания и образования своим жизненным призванием. Я хочу своих учеников направить по правильному пути, пробудить в них стремление к истине и добру, добиться высшего развития задатков и сил, но я должен прежде всего развить эти прекрасные качества в самом себе. Учитель – это состояние души. Это образ жизни. Это философия и мировоззрение. Не ранить душу ребенка, дать ему возможность поверить в свои силы – моя задача, а миссия – стать для слабой тростиночки на ветру сильной опорой; не погасить искорку, а дать разгореться яркому пламени. Я считаю, что педагога отличает вечная жажда знания, стремление к совершенствованию, к духовному росту, любовь к детям, дающая мне потрясающую возможность, которой нет у людей другой профессии, – идти рядом со своим учеником по дороге жизни и знаний. А самое главное – я должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в сознании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства, составляющая которого – осознание ответственности за свои поступки перед собой, товарищами, школой, обществом. От моей веры в возможности каждого ученика, от его настойчивости, терпения зависят успехи моих учеников на трудном пути познания. С каждым своим классом я проживаю новую жизнь. Учусь видеть и ценить в ребенке неповторимую индивидуальность, стараюсь обеспечить свободу самовыражения его личности. Я ощущаю всю полноту возложенной на меня священной ответственности за судьбу доверенного и доверившегося мне Человека, за его духовное, интеллектуальное и физическое здоровье, за будущее своей страны и мира, всей человеческой цивилизации. Понимаю, что ребенок – Человек, имеющий свое собственное представление о мире, свой опыт, свои чувства. Хочу, чтобы школа стала для него «школой радости», чтобы мы испытывали счастье от общения друг с другом. Учение – это тяжкий труд. Я могу и должен организовать этот труд, научить ребенка гордиться своими успехами, не останавливаться на достигнутом, верить в свои силы и получать наслаждение от учебы. Хочется, чтобы каждый урок стал для ученика точкой отсчета, приключением, путешествием, сказкой, игрой, открытием, приобщением к великой и неповторимой «книге жизни». Я хочу, чтобы урок всегда был ярким, живым, добрым, искренним, мудрым. Но в тоже время боюсь, что он будет серым, неинтересным и не доставит ученикам радости. Хочется, чтобы неудачных уроков у меня и моих детей никогда не было, а для этого надо стать мастером-профессионалом. И я счастлив, что я работаю с опытными педагогами, у которых мне есть чему поучиться. Я повторяюсь, но это мое глубокое убеждение, что любовь к детям и педагогической деятельности, добрая душа, чуткое сердце и желание посвятить себя своим ученикам помогут мне в моем нелегком труде. Я должен идти вперед, не останавливаться на достигнутом, совершенствовать освоенное, пополнять знания, шлифовать умения, словом, не жалеть себя. И когда я вижу результаты своего труда, когда понимаю, что усилия были не напрасны, что кроме знаний я дал ученикам что-то большее, что помог раскрыть их творческий потенциал, вселить в них уверенность и разделить с ними радость познания, меня охватывает гордость за то, что судьбой мне дан такой подарок – быть Учителем! Снова утро, снова радость общения с моими учениками. - Здравствуйте, дети! – говорю я, входя в класс. И улыбаюсь. Лица детей в ответ расцветают радостными улыбками. Знаю, что сегодня, как и всегда, они ждут от меня чего-то особенного. Жадно ловят каждое слово, оспаривая право быть лучшими и самыми понятливыми. Новый урок, новая тема, и ты как будто сам другой, актер в новой роли. Я востребован, и поэтому счастлив. Чем дышу, о том пишу. Не тревожат мысли душу, Что я никому не нужен. И с детьми всегда я дружен. Этим только и живу.
Чеботарев Виталий Алексеевич
(учитель физики, математики и информатики МБОУ Урывской СОШ)
|