Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала личности в условиях современной образовательной среды»
Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, когда образование претерпевает коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно лавинообразно увеличивающимся объемом информации, которой вынужден оперировать современный человек в любой области. Процесс интеграции наук требует не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления.
Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни, и в настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику средней школы необходимо обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой исследовательской деятельности.
Таким образом, в результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значение творческой созидательной деятельности. Кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России ставят перед образованием принципиально новые задачи, чтобы эффективно и результативно выполнять социальный заказ – формировать личность школьника, которому предстоит жить в XXI веке.
Основные направления реализации темы самообразования
Цель – развитие творческих способностей обучающихся через использование возможностей современной образовательной среды; обеспечение методических условий для эффективного введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в образовательный процесс.
Достижение поставленной цели возможно при условии реализации следующих задач:
1. Раскрытие сущности и содержания творческих способностей обучающихся.
2. Разработка и апробирование модели системы работы учителя по развитию творческих способностей обучающихся в условиях современной образовательной среды.
3. Определение основных критериев и характеристика уровней развития творческих способностей обучающихся.
4.Теоретическое выявление и экспериментальное обоснование педагогических условий совершенствования процесса развития творческих способностей обучающихся.
5. Изучение методических рекомендаций по внедрению ФГОС ООО в основной школе.
6.Эффективная реализация системно-деятельностного подхода в образовательный процесс.
7.Создать условия для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенций.
8.Развивать свой потенциал через участие в профессиональных конкурсах разных уровней, вебинарах; курсы повышения квалификации; аттестацию.
Приоритетными направлениями моей работы являются:
Развитие благоприятной и мотивирующей на учёбу атмосферы в классе, обучение школьников навыкам самоконтроля, самообразования – формирование у обучающихся потребности в обучении, саморазвитии.
Раскрытие творческого потенциала обучающихся.
Работа по развитию одаренности и адаптивных возможностей учеников.
Совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников с целью повышения качества образования.
Повышение качества образования через применение новых образовательных технологий и повышение результатов ЕГЭ.
Личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками: развитие творческих способностей, учет индивидуальных особенностей.
Проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни.
Работа со слабоуспевающими детьми.
Работа с одаренными детьми.
Работа с трудными детьми.
Обобщение опыта работы через личное информационно-образовательное пространство – сайт в сети Интернет.
Принципы реализации темы самообразования:
принцип гуманизации;
фундаментальности;
личностной ориентации содержания образования;
дифференциации;
культуросообразности.
информационной компетентности обучающихся;
вариативности.
1. Диагностико-теоретический этап
(2014-2015 учебный год)
Изучение современных образовательных технологий обучения и воспитания;
накопление теоретического материала;
диагностика и анализ творческих способностей обучающихся;
выявление перспективных направлений развития;
совершенствование педагогической деятельности с целью повышения ее эффективности;
формирование методологической культуры как средства повышения качества образования.
создание комфортной образовательной среды,
формирование у обучающихся навыков самоконтроля как средства развития личности;
накопление и структурирование опыта работы;
активное использование технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения, информационных технологий;
формирование у учащихся высоконравственных идеалов через усиление воспитывающей роли урока, использование интерактивных форм в воспитательной работе, развитие конструктивных взаимоотношений семьи и школы с использованием возможностей культурно-оздоровительной среды.
2. Практический этап
(2015-2016 учебный год)
Практическое исследование проблемы «Развитие творческого потенциала личности в условиях современной образовательной среды»;
повышение качества проведения учебных занятий через использование новых образовательных технологий;
проведение открытых уроков, мероприятий и мастер-классов, демонстрирующих приёмы реализации методической темы;
совершенствование личностной направленности воспитания и образования;
повышения квалификации и активизация педагогического творчества;
работа над разработкой учебных, научно-методических и дидактических материалов; повышение компетентности через формирование позитивной профессиональной установки;
совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования;
совершенствование системы обмена передовым педагогическим опытом через личное информационно-образовательное пространство – сайт в сети Интернет.
3. Контрольно - оценочный этап
(2015-2016 учебный год)
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития;
подведение итогов работы по теме самообразования, а также результат работы по реализации внедрения приёмов и методов развития творческого потенциала личности;
пропаганда педагогического опыта: Выступление с обобщением опыта работы, творческие отчеты, педагогические выставки. Систематизация накопленного материала. Дальнейшее развитие личного информационно-образовательного пространства – сайта в сети Интернет.
совершенствование педагогического мастерства, совершенствование методики системного анализа результатов деятельности, повышение информационной компетентности;
подведение итогов работы по реализации темы самообразования.